«Школьное лесничество» как эффективная форма
непрерывного экологического воспитания.
Руководитель «Школьного лесничества» Гресь Наталья Ивановна, учитель биологии и химии.
« Все мы пассажиры одного корабля
по имени Земля,- значит,
пересесть из него просто некуда».
Антуан де Сент – Экзюпери
Экологическое воспитание учащихся актуально. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе не позволяющее относиться к ней потребительски. Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой и дополнительным образовании.
Основное достояние территории п. Брянка — это природные ресурсы, главные из которых, таёжные экосистемы. Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой. Дети, обучающиеся в нашей школе, родились и выросли в окружении вековой тайги, а значит, в первую очередь через взаимодействие с лесными богатствами им проще всего реализовывать себя.
Поэтому деятельность объединения учащихся «Школьного лесничества» для подрастающего поколения даёт глубокие экологические знания и привитие навыков осознанной экологической культуры, поведения в трудовой деятельности и в быту. А так же, для многих учащихся деятельность «Школьного лесничества» это своеобразный шанс, путевка в жизнь, возможность понять ценность, уникальность лесных ресурсов, которыми богат Северо-Енисейский район, самоопределиться с выбором будущей профессии, увидеть собственную востребованность на территории своего проживания.
Детское объединение «Школьное лесничество» работает с 2013, накопив опыт и успехи на муниципальных, краевых уровнях в области экологического воспитания. Деятельность школьного лесничества реализуется, через спланированную программу, где предусмотрено не только теоретическое изучение материала, но и организация разноплановой проектной, исследовательской, практической деятельности. Программа рассчитана на учащихся 10-17 лет и предполагает поэтапное включение детей в поиск вариантов решения экологических проблем в лесных экосистемах Севера Енисейского района. Старшие учащиеся 16-17 имеющие опыт работы, являются «тьютерами» для ребят проходящих программу впервые. Они организуют акции, КТД, мастер классы, защищают школьное лесничество на краевом уровне.
Цель программы: Содействие становлению экологической культуры личности, развитие экологического мышления, гуманного отношения к природе. Осуществляя свою деятельность по: научно-исследовательскому,
природоохранному, учебно-практическому, эколога — просветительскому направлению, помогает каждому учащемуся реализовать свои способности и интересы, найти своё место в жизни.
- Научно-исследовательской деятельности
Учебное исследование направленно на создание качественно новых компетенций, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний.
Многие работы, представленные на всероссийском, краевом и муниципальном уровне имеют призовые места.
- Природоохранная деятельность
Направленна на воспитание бережного, экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе. Осуществляется согласно народной мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.
- Учебно-практическая деятельность
Направлена на развитие коммуникативных способностей в процессе формирования личностных качеств учащихся, имеют возможность целенаправленного изучения лесных дисциплин, подготовки к поступлению и обучению в профильных вузах и техникумах. Это – организация практических занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству.
Главным результатом этой деятельности, является участие в краевых сборах и конкурсах школьных лесничеств, где на протяжении 5 лет защищаем честь Северо-Енисейского лесничества и ежегодно имеем успехи.
Эколого-просветительская деятельность
Это деятельность направлена на формирование личности, способной осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде, принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы. Цифровая грамотность Цифровая грамотность, ИКТ. в дополнительном образовании (при решении экологических проблем, создании средств наглядной агитации)
Результат
Работа по непрерывному экологическому воспитанию школьников интересна и значима. Опыт работы и деятельность школьного лесничества освещается районной газете «Северо-Енисейский ВЕСТНИК».
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело. Считать показателями:
- Повышения и пропаганды экологической культуры и экологического сознания- количества участия учащихся в проводимых акциях- выросло с60% до 85%..
- Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы — количества участия учащихся в проводимых мероприятиях- выросло с 50% до 75%.
- Развитие организаторских способностей учащихся.-количества участия учащихся выступающих как тьютеры, и организаторы — выросло с 3 до 8 учащихся.
- Ьлагоустройство, озеленение школьной и сельской территорий- количества участия учащихся в проводимых акциях- выросло с 70% до 85%..
И считаем успешным результатом работы школьного лесничества, является поступление выпускников в Дивногорский лесной техникум, СибГУ, и высшие ОУ на профессии связанные с природными ресурсами, за период с 2014-2020г. составляет 75% от всех выпускников школы. Романов А., Шульга А., Родионов Р., Кузьменко А. Меркулов Д.- после получения образования, нашли своё призвание на территории Северо-Енисейского района. Результатом работы школьного лесничества, является поступление выпускников в Дивногорский лесной техникум, и высшие ОУ на профессии связанные с природными ресурсами, за период с 2014-2020г. составляет 75% от всех выпускников школы..
Школьное лесничество ликвидирует, имеющийся разрыв между теоретическими знаниями у учащихся и их практическим применением умений и навыков. Также способствуют развитию у учащихся интереса к местным экологическим проблемам; научному образу мышления оценочного подхода к собственной деятельности; профориентации обучающихся; их профессионального самоопределения; а также устойчивого бережно ответственного отношения к природе.
Методическая деятельность педагога:
- Программа Школьное лесничество
- Презентация опыта работы в школьном лесничестве
- Свидетельство о публикации научной статьи
- Свидетельство обобщения опыта infourok.ru №ЩО43429016
- Семинар по организации учебно-исследовательской деятельности
- Удостоверение о повышении квалификации, “Внедрение наставничества в работу с обучающимися”, 2020 г.
- Организация деятельности школьного лесничества 2018 г
Грамоты и сертификаты руководителя обьединения:
- Благодарственное письмо ДОК ЕНИСЕЙ
- Благодарственное письмо за публикацию исследовательской работы в журнале Молодой учёный
- Благодарственное письмо за творческий вклад в воспитании интеллектуального потенциала
- Благодарственное письмо компании МАЛТАТ
- Благодарственное письмо Краевого дворца пионеров
- Благодарственное письмо, за подготовку команды в Краевом чемпионате ЮниорПрофи
- Диплом всеросийского конкурса молодёжи “Меня оценят в 21 веке”за воспитание интеллектуального потенциало
- Краевая грамота за подготовку учащихся к конкурсу Подрост в наминации “Экология лесных растений”
Наши учащиеся и Краевые сборы школьных лесничеств:
- Грамота за участие во 2 сессии “Экологические исследования лесных ресурсов Кр. края”
- Грамота Министерства лесного хозяйства Кр. края участникам “Лесные волонтёры” 2019 г.
- Грамота Министерства образования Кр. края
- Грамота обучающихся в рамкахIII краевых сборов лесничеств
- Диплом 1 место в наминации Исследовательская деятельность
- Диплом 1 место Краевой 23 слёт
- Диплом 1 степени Краевого заочного конкурса школьных лесничеств
- Диплом 1 степени Министерства лесного хозяйства Кр. кр. “Практическая лесохозяйственная деятельность”,
- Диплом 1 степени обучающихся по методике “ЮниорПрофи” в рамках 24 краевого слёта шк. лесничеств,
- Диплом 1 стерени Министерства лесного хозяйтва Кр. края “Учебно-исследовательская деятельность”
- Диплом 2 степени “Лесные волонтёры”, 5 краевые сборы школьных лесничеств.
- Диплом 2 степени Министерства лесного хозяйства Кр.кр. “Практическая лесохозяйственная деятельность” 2020 г.
- Диплом 3место Краевой 23 слёт.
- Фотоколлаж участия ШЛ в Краевых слётах и сборах по годам
Грамоты и сертификаты учеников:
- Грамота Стареньковой Натальи за лидерские качества на 24 слёте краевых сборах
- Грамота Шманёву Евгению за активное участие в 5 Краевых сборах.
- Диплом за 1 место в Краевом конкурсе подрост
- Диплом победителя Всероссийского конкурса Меня оценят в 21 веке
- Диплом победителя Краевого чемпионата ЮниорПрофи
- Свидетельство о публикации научной статьи
- Анисимова Вероника Диплом финалиста за экологический проект1
- Фурсенко Вадим Диплом III степени интелектуальный турнир Юный зоолог
- Меркулов Дмитрий Хвоя сосны исследовательская работа
- Старенькова Анастасия Краснокнижные растения окрестностей п. Брянка
- Старенькова Наталья Влияние сплошных вырубок на восстановление хвойных пород
- Фурсенко_Вадим Сортоиспытание томатов
- Шманёв Женя Интродуцент- Дуб черешчатый
- Толстихина Софья — Использование растений в жизни жителей п. Брянка
- Проект Стареньковой Натальи Будь природе другом 1-5 классы
- Проект Озеленения детской площадки Илюшина Кристина 2016г
- Проект Аллея выпускников Сивокоз Юлия Видеоотчет
- Проект Зелёный оазис Фурсенко Вадим
- Проект Кормушка Ураткин Андрей Видеоотчет
- Видео Зайцева.Илюшина. Проект Прости Земля
Сетевое взаимодействие
- Анисимов В. Свидетельство о дистациооном обучении
- Участие в краевом конкурсе ЮниорПрофи 2019.
- Диплом победителя регионального этапа ЮниорПрофи
- Программа V Сбоов ШЛ 2020
- Отчёт участия в Краевом сборе Школьных лесничеств 2020 в онлайн режими
- Результаты сетевого Краевого сбора школьных лесничеств 2020г
- Диплом 2 степени “Лесные волонтёры”, 5 краевые сборы школьных лесничеств.
- Шманёв Евгений участник V Краевых сборах школьных лесничеств. Грамота и подарки
- Закрытие V Краевых сборов школьных лесничеств Награждение Видеофрагмент
Эколого-просветительская деятельность
Природоохранная деятельность
Выпускники о школьном лесничестве