«Школьное лесничество» как эффективная форма

непрерывного экологического воспитания.

Руководитель «Школьного лесничества»  Гресь Наталья Ивановна, учитель биологии и химии.

« Все мы пассажиры одного корабля

по имени Земля,- значит,

пересесть из него просто некуда».

                                                                                  Антуан де Сент – Экзюпери

Экологическое воспитание учащихся актуально. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе не позволяющее относиться к ней потребительски. Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой и дополнительным образовании.

Основное достояние территории п. Брянка — это природные ресурсы, главные из которых, таёжные экосистемы.  Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой. Дети, обучающиеся в нашей школе, родились и выросли в окружении вековой тайги, а значит, в первую очередь через взаимодействие с лесными богатствами им проще всего реализовывать себя.

Поэтому  деятельность объединения учащихся  «Школьного лесничества» для подрастающего поколения даёт глубокие экологические знания и привитие навыков осознанной экологической культуры, поведения в трудовой деятельности и  в быту. А так же, для многих учащихся деятельность «Школьного лесничества» это своеобразный шанс, путевка в жизнь, возможность понять ценность, уникальность лесных ресурсов, которыми богат Северо-Енисейский район, самоопределиться с выбором будущей профессии, увидеть собственную востребованность на территории своего проживания.

Детское объединение «Школьное лесничество» работает с 2013, накопив опыт и успехи на муниципальных, краевых уровнях в области экологического воспитания. Деятельность школьного лесничества реализуется, через спланированную программу, где предусмотрено не только  теоретическое изучение материала, но и организация разноплановой проектной, исследовательской, практической деятельности. Программа рассчитана на учащихся 10-17 лет и предполагает поэтапное включение детей в поиск вариантов решения экологических проблем в лесных экосистемах Севера Енисейского района. Старшие учащиеся 16-17 имеющие опыт работы, являются «тьютерами» для ребят проходящих программу впервые. Они организуют акции, КТД, мастер классы, защищают школьное лесничество на краевом уровне.

Цель программы: Содействие становлению экологической культуры личности, развитие экологического мышления, гуманного отношения к природе. Осуществляя свою деятельность по: научно-исследовательскому,

природоохранному, учебно-практическому, эколога — просветительскому направлению, помогает каждому учащемуся реализовать свои способности и интересы, найти своё место в жизни.

  • Научно-исследовательской деятельности

Учебное исследование направленно на создание качественно новых компетенций, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний.

Многие работы, представленные на всероссийском, краевом и муниципальном уровне имеют призовые места.

  • Природоохранная деятельность

Направленна на воспитание бережного, экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе. Осуществляется согласно народной мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Известно, кто учится  самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.

  • Учебно-практическая деятельность

Направлена на развитие коммуникативных способностей в процессе формирования личностных качеств учащихся, имеют возможность целенаправленного изучения лесных дисциплин, подготовки к поступлению и обучению в профильных вузах и техникумах. Это – организация практических занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству.

Главным результатом этой деятельности, является участие в краевых сборах и конкурсах школьных лесничеств, где на протяжении 5 лет защищаем честь Северо-Енисейского лесничества и ежегодно имеем успехи.

Эколого-просветительская деятельность

Это деятельность направлена на формирование личности, способной  осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде, принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы. Цифровая грамотность Цифровая грамотность, ИКТ. в дополнительном образовании (при решении экологических проблем, создании средств наглядной агитации)

Результат

Работа по непрерывному экологическому воспитанию школьников интересна и значима. Опыт работы  и деятельность школьного лесничества освещается  районной газете «Северо-Енисейский ВЕСТНИК».

Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело. Считать показателями:

  • Повышения и пропаганды экологической культуры и экологического сознания- количества участия учащихся в проводимых акциях- выросло с60% до 85%..
  • Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы — количества участия учащихся в проводимых мероприятиях- выросло с 50% до 75%.
  • Развитие организаторских способностей учащихся.-количества участия учащихся выступающих как тьютеры, и организаторы — выросло с 3 до 8 учащихся.
  • Ьлагоустройство, озеленение школьной и сельской территорий- количества участия учащихся в проводимых акциях- выросло с 70% до 85%..

И считаем успешным результатом работы школьного лесничества, является поступление выпускников в Дивногорский лесной техникум, СибГУ, и высшие ОУ на профессии связанные с природными ресурсами, за период с 2014-2020г. составляет 75% от всех выпускников школы. Романов А., Шульга А., Родионов Р., Кузьменко А. Меркулов Д.- после получения образования, нашли своё призвание на территории Северо-Енисейского района. Результатом работы школьного лесничества, является поступление выпускников в Дивногорский лесной техникум, и высшие ОУ на профессии связанные с природными ресурсами, за период с 2014-2020г. составляет 75% от всех выпускников школы..

Школьное лесничество ликвидирует, имеющийся разрыв между теоретическими знаниями у учащихся и их практическим применением умений и навыков. Также способствуют развитию у учащихся интереса к местным экологическим проблемам; научному образу мышления оценочного подхода к собственной деятельности; профориентации обучающихся; их профессионального самоопределения; а также устойчивого бережно ответственного отношения к природе.

 

 

 

Методическая деятельность педагога:

Грамоты и сертификаты руководителя обьединения:

Наши учащиеся и Краевые сборы школьных лесничеств:

Грамоты и сертификаты учеников:

Исследовательские работы:

Проекты:

Сетевое взаимодействие

Эколого-просветительская деятельность

Природоохранная деятельность

Выпускники о школьном лесничестве

Школьное лесничество